Разговор начистоту: «Я и моя армия»

April 18, 2018

Бикинский комитет солдатских матерей ведет большую работу по патриотическому воспитанию школьников, военнослужащих гвардейской 57 ОМБ. К своей деятельности общественная организация подходит со всей серьезностью и ответственностью, привлекая к таким  мероприятиям совет ветеранов, организацию «Боевое братство», ветеранов военной службы бригады и правоохранительных структур, педагогов школ, военный комиссариат.
Мероприятие, которое прошло не так давно в школе №6, диспут с участием старшеклассников по теме «Служба в армии - долг или обязанность?»,  показал, как неоднозначно относятся  молодые люди к проблеме выполнения воинского долга. Обсуждение проходило бурно, старшеклассники критично отзывались о выполнении своего  долга и обязанностей  военнослужащими  по призыву и по контракту, в том числе и нашей бригады,  дискутировали, задавая много серьёзных вопросов.  Точка зрения молодежи не осталась без внимания  и побудила комитет солдатских матерей продолжить диалог по теме непосредственно на базе отдельной мотострелковой бригады.
Тема для диспута  созвучна с предыдущей - «Я и моя армия». Теперь  в ее обсуждении  приняли участие учащиеся школы №3 - кадетский класс под руководством педагога А.В.Ладина,  школы №5 и школы №6. Для них, как впоследствии оказалось, эта встреча стала открытым уроком истории, мужества и гражданственности. Взрослых представляли председатель Бикинского комитета солдатских матерей Г.М.Васечкина, член комитета О.Т.Кваша, ветераны соединения В.А.Степушенко, Н.Н.Тишкин, воин-интернационалист А.А.Лукьянчук, помощник начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу Я.Е.Карпович.
Школьники были приглашены в клуб в/ч 46102, где главным ведущим диспута стала М.Б.Литяйкина,  заведующая клубом. Военнослужащих бригады представляли начальник группы психологической службы в/ч 46102 гвардии капитан В.Р.Мамедов, гвардии рядовые Д.Прохоров, А.Агафонов, И.Лопаев.
Тема диспута была выбрана не случайно: у молодежи сложилось разное мнение об армии: негативное и положительное, их суждения о долге и воинской обязанности  были противоречивыми, они парировали взрослым, отстаивая свои убеждения.
Марина Борисовна Литяйкина и библиотекарь Надежда Пономаренко начали встречу  двух поколений с исторического экскурса: рассказали о знаменательных датах, военных сражениях, полководцах времен зарождения Руси и до наших дней.
Гвардии полковник запаса Владимир Алексеевич Степушенко с убедительной точностью поведал о доблести, мужестве и отваге, проявленных  российскими военнослужащими с разные годы: на полях сражений Великой Отечественной войны, на острове Даманском, при выполнении интернационального долга в Афганистане, в Чеченской республике и в разных регионах Северного Кавказа. Остановился он и на задачах, стоящих сегодня перед личным составом гвардейской отдельной мотострелковой бригады: подготовка подразделений к масштабным учениям «Восток-2018» требует высоких знаний военного мастерства, боевой выучки в тактических учениях, моральной и психологической выдержки, физической закалки и сплоченности при выполнении поставленных задач в условиях, приближенных к боевым.
- Служба в армии, - сказал школьникам Владимир Алексеевич Степушенко,  - почетная и святая обязанность мужчин. Служба в армии - это не отбывание «наказания» военнослужащими по призыву, а усиленная военная подготовка каждого постановленного под «ружье» для защиты Российского государства от различного рода посягательств со стороны внешних врагов.
Для допризывной молодежи, призывников важным условием перед службой в армии является не только физическая подготовка, успешность в учебе, но и осведомленность о положении дел на мировой политической арене и высоком статусе боевой мощи Российского государства. Бикинские школьники, участвуя в военно-полевых сборах на базе гвардейской бригады, занимаясь в клубе «Будущий воин», принимая участие в мероприятиях оборонно-массового значения, знакомятся с буднями личного состава 57 ОМБ, для них проводятся экскурсии в музее Боевой Славы, демонстрация военной техники и боевого оружия в воинских соединениях и на полигоне «Бикинский». Диспуты с участием двух сторон, школьников и армейцев, и как часть патриотического воспитания   исторические часы, уроки мужества и дружеские спортивные матчи, стали уже традиционными.
Николай Николаевич Тишкин прочитал стихи, написанные им и его супругой,  из сборника «Есть такая профессия - Родину защищать!». Стихи воспевают героизм, проявленный защитниками Отчества, любовь  к Родине, к окружающему миру, к природе.
Андрей Анатольевич Лукьянчук - постоянный участник встреч с молодежью. Он входит в агитбригаду по патриотическому воспитанию, его выступления перед школьниками всегда заканчиваются на песенной волне:  под аккомпанемент гитары он исполняет военные песни, в том числе рассказывающие о событиях, пережитых им   во время  службы в Афганистане, о судьбах воинов-интернационалистов.
Школьники не были молчаливыми слушателями выступлений взрослых, они задавали вопросы, критически высказывались об  имеющихся в армии негативных случаях, приводили примеры, по которым они могли  характеризовать   моральный устой и личные качества  военнослужащих по контракту.
Свои разъяснения этим явлениям давал  гвардии капитан Владислав Радикович Мамедов. В армию служить приходят ребята, воспитанные  на традициях своих семей, с той моделью поведения, которую они приобрели в школе, в  молодежных компаниях. Взгляды на жизнь разные, моральные принципы у каждого свои, по–разному относятся к пониманию  дружбы. Конечно, военнослужащий по контракту, пьющий на виду гражданских лиц пиво из бутылки, курящий в общественных местах, выражающийся нецензурными словами - это продукт и семейного воспитания, и воздействия школы, и влияния общества. Такое поведение не красит ни военнослужащего, ни школьников. Нужно помнить, что грубость по отношению друг к другу, хамство в обращении  со взрослыми, неуважение к родителям, учителям, заложенные в подростковом возрасте, дадут нелицеприятные плоды в армейской жизни.  Придет время,  и молодые люди  столкнутся в армии с тремя принципами уставных отношений: дисциплина, порядок и исполнительность.  На них  строится решение всех военных и боевых  задач, это  моральные основы  выполнения воинского  долга и исполнения  обязанностей по защите Отечества.
Нужно сказать, что, готовясь к диспуту, учащиеся школ №3, №5 и №6 высказали свое мнение по теме «Я и моя армия» в анкетах. Итоги анкетирования  подвела Галина Михайловна Васечкина. Но перед их оглашением  она поблагодарила школьников за участие в мероприятии с гвардейцами бригады, с представителями общественных организаций.
На вопрос: «Как вы относитесь к службе в армии?» большинство респондентов ответили, что это долг каждого. Один процент опрошенных школьников считает, что служба в армии - бессмысленная трата времени. 50 процентов  анкетированных на вопрос: «Как вы считаете, стоит ли возвращать  или вводить новый предмет в школьную программу по начальной военной подготовке?» ответили утвердительно  и считают, что новый предмет в школе должны проводить представители воинских частей. 55 процентов  старшеклассников считают, что служба по контракту является престижной, она дает стабильный заработок, социальные гарантии, выплаты и компенсации.
Анкеты с опросами школьников переданы В.Р.Мамедову. Как заверил гвардии капитан, разделы анкеты, которые касались моральных качеств военнослужащих по контракту, по которым старшеклассники дали свои отрицательные оценки-характеристики, будут рассмотрены на уровне подразделений мотострелковой бригады, с личным составом бригады проведут беседы и занятие «Правовой час».
Таким образом, на не совсем обычном открытом уроке по теме «Я и моя армия» школьники и  взрослые сделали главный вывод: служба в армии - это не только долг и обязанность военнослужащих, но и дело каждого гражданина. Своим отношением к учебе, к семье и родителям, к сверстникам, друзьям и к коллегам мы создаем предпосылки для мирного существования государственного строя. Поддерживая армию и Вооруженные Силы страны, все мы закладываем основы для сохранения и укрепления конституционного строя, создания целостности и единого целого нашего государства Российского,  оберегаем  мирную жизнь граждан.
Мнения школьников были услышаны,  и вызывает уважение тот факт,  что они в  дальнейшем будут  рассмотрены  на уровне воинского соединения. Взрослые получили от школьников хорошие уроки,  в роли учителей были не только организаторы диспута, но и его участники. Теперь определились новые направления в работе по патриотическому воспитанию, появились идеи провести такие диспуты и в сельских школах с участием агитбригады.
В споре родилась истина.
Л.Городиская

Источник: http://bikinskyvestnik.wixsite.com/bvestnik/single-post/2018/04/18 , https://todaykhv.ru/upload/iblock/50d/17-aprelya..pdf

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕМУ
Хабаровское краевое общественное движение Комитет солдатских
матерей